Увеличение мощности 122‑сильного 1.8‑литрового двигателя ВАЗ-21179 до заявленных для «Азимута» 132 л.с. в рамках заводской модернизации абсолютно реально – это прирост в пределах 8‑10%, что допустимо без радикальных конструктивных изменений и даже без ущерба для ресурса/надёжности.

Рассмотрим по пунктам конкретные меры, которые АвтоВАЗ (или смежные инжиниринговые партнёры) могут применить для форсирования 21179 с 122 до 132 л.с.
1. Установка фазовращателя (VVT)
- Самый эффективный путь без значительных затрат – добавить систему изменения фаз газораспределения на впускном валу.
- АвтоВАЗ уже экспериментировал с VVT на двигателях семейства 21179.
- Это улучшает наполнение цилиндров на разных оборотах, увеличивает мощность и экономичность одновременно.
✅ Ориентировочный прирост мощности: +6‑8 л.с.
2. Оптимизация впускной и выпускной систем
- Новый резонансный впускной коллектор с переменной геометрией (аналогичный тому, что ставится на Vesta Sport).
- Расширенные впускные каналы в ГБЦ, изменённая форма.
- Облегчённый выпускной коллектор типа «паук» 4‑2‑1, аналогичный спортивным версиям.
- Установка более свободного катализатора (или двухступенчатого с меньшим сопротивлением).
✅ Ориентировочный прирост мощности: +5‑6 л.с.
3. Изменение степени сжатия
- Повышение степени сжатия до 11:1 за счёт переработки поршней и камеры сгорания.
- Это возможно при сохранении работы на 95-м бензине, особенно с учётом VVT.
- Улучшает термический КПД и мощность без значительного риска детонации.
✅ Ориентировочный прирост мощности: +2‑3 л.с.
4. Новые распредвалы
- Распределительные валы с увеличенными фазами (более «спортивный» профиль), что улучшает наполнение на высоких оборотах.
- Это уже использовалось на Vesta Sport (145 л.с.), где на базе 21179 добились значительного прироста.
✅ Ориентировочный прирост мощности: +4‑5 л.с.
5. Обновлённая калибровка ЭБУ
- Прошивка ЭБУ с оптимизированными алгоритмами подачи топлива и зажигания.
- Более точное управление дросселем, учёт фазовращателя, более агрессивный отклик.
✅ Ориентировочный прирост мощности: +2‑3 л.с.
6. Прочие возможности
- Лёгкие поршни и шатунно-поршневая группа – меньше инерция, выше отзывчивость.
- Улучшенное охлаждение зоны поршней и ГБЦ.
- Применение моторного масла низкой вязкости/трения в серийной заливке (например, 0W-30, как у новых VAG).
✅ Косвенный вклад, +1‑2 л.с. в реальных условиях.
🛠 Уже существующие примеры
Двигатель 21179 (1.8 л) в версии для LADA Vesta Sport был форсирован до 145 л.с. – это наглядно демонстрирует, что и 132 л.с. – реально достижимый уровень.
Разница между обычным и «спортивным» 21179 – как раз:
- другие распредвалы,
- перенастроенный ЭБУ,
- выпускная система с пауком,
- увеличенное сжатие,
- иные поршни.
⚙️ Вывод:
Увеличение мощности двигателя ВАЗ-21179 до 132 л.с. – реалистичная цель, например, путём:
- установки VVT на впуске,
- оптимизации впуска/выпуска,
- увеличения сжатия и доработке фаз,
- новой прошивки ЭБУ.
Такой мотор мог бы получить собственный индекс и применяться для «топовых» версий LADA Azimut и будущих C-кроссоверов, где требуется немного больше производительности, но без турбины.