Для а/м LADA Azimut базовым мотором заявлен 1.6-литровый 16-клапанный атмосферный агрегат на базе ВАЗ-21129, который стандартно обладает мощностью 106 л.с., но его заводская модификация обещает обладать отдачей до 120 л.с. Пока нет официальной информации о новом агрегате, мы попробуем предположить варианты заводской модернизации, которые обеспечивают необходимый рост мощности без ущерба для надёжности, ресурса и экологии.

1. Изменение фаз газораспределения
- Установка новых распределительных валов с более «острыми» фазами.
- Повышенная продолжительность открытия клапанов и подъём – улучшает наполнение цилиндров.
- Возможен переход на регулируемые фазовращатели (VVT) – пока их нет на 21129, но АвтоВАЗ их тестировал на других моторах (например, на 21179).
✅ Ожидаемый прирост: 5≈10 л.с.
2. Оптимизация впуска и выпуска
- Новый впускной коллектор с оптимальной геометрией (короче или с переменной длиной).
- Увеличение диаметра дроссельной заслонки.
- Новый выпускной коллектор (паук 4-2-1) с меньшим сопротивлением.
- Замена катализатора на низкоинерционный или размещение ближе к ГБЦ для ускорения прогрева.
✅ Ожидаемый прирост: 5≈8 л.с.
3. Обновлённая электронная система управления (ECU)
- Перепрограммирование ЭБУ с изменёнными картами зажигания, топлива, управления дросселем.
- Повышение ограничений по крутящему моменту.
- Более агрессивные настройки отклика на педаль газа.
✅ Ожидаемый прирост: 3≈5 л.с.
4. Увеличение степени сжатия
- Возможно небольшое увеличение степени сжатия с 10.6:1 до 11:1 (при сохранении работы на 95-м бензине).
- Для этого могут использоваться изменённые поршни или доработка камеры сгорания.
- Требует учёта норм Евро-5 и ресурса.
✅ Ожидаемый прирост: 3≈4 л.с.
? 5. Использование облегчённых компонентов
- Лёгкие поршни, шатуны, маховик – улучшают отзывчивость, немного увеличивают мощность на высоких оборотах.
- Повышают КПД, особенно в сочетании с электронными доработками.
✅ Косвенный вклад, прибавка до 1≈2 л.с.
🛠 Практика АвтоВАЗа
- Некоторые из перечисленных подходов уже применялись при создании ВАЗ-21179 (1.8 л, 122 л.с.), где фактически взят блок от 21129 с расточкой, новыми валами и изменённой ГБЦ.
- Ранее 21129 ставился на Granta Sport и Kalina NFR с мощностью до 118–120 л.с. – и это были заводские варианты.
🔍 Вывод:
Суммарное увеличение мощности ВАЗ-21129 до 120 л.с. вполне возможно в рамках заводского производства без перехода на турбонаддув. Такой мотор может позиционироваться как «агрегат с новым индексом», предназначенный для установки не только на кроссовер Azimut, но и будущие модификации C-класса.